Мастер. Творец. Наставник
Впервые я его увидел на выставке, посвящённой 10-летию образования галереи «Симэх». Это было в 1992 году. Мне показалось, что он находился совершенно в другом измерении, со своими мыслями и раздумьями.
Немногословный Александр Николаевич казался недосягаемым. Высокий лоб, сосредоточенный спокойный взгляд и крепкие руки, олицетворяли человека мудрого, уравновешенного и несомненно талантливого.
Гоголевы известны своим жизнелюбием, творческим духом, доброжелательным отношением к окружающим. Известная семья творцов, художников, поэтов, учителей, внёсших значительный вклад в развитие якутской литературы, образования и культуры. Отец Александра — Николай Михайлович Гоголев признанный и уважаемый учитель, внесший значимый и существенный вклад в обучение и воспитание подрастающего поколения.
Имя Ивана Гоголева знает вся Республика. Народный поэт Якутской АССР, человек-легенда, его произведения являются шедевром якутской классической литературы. Поэт с особым глубинным даром предвидения, высокого образного полёта, характерным только ему философским мировоззрением и созидательным духом. Романы «Хара кыталык», «Иэйэхсити кэлэтии» получили большую популярность среди изысканных якутских читателей, они показывают всю глубину философского мироздания тонких духовных и сакральных знаний.
С детства приобщенный к образованию, культуре, художественному слову и творчеству Александр наверно стремился к более возвышенному, прекрасному, творчеству. В 1979 году окончил Якутское художественное училище имени Петра Романова. Получил специальность: художник-мастер, косторез.
Свою трудовую деятельность начал косторезом в сувенирной фабрике «Сардаана». Постепенно вырос до главного художника экспериментальной лаборатории. Молодой энергичный, талантливый художник направил творческий потенциал мастеров на внедрение новых видов декоративно-прикладного искусства в развитии художественно-стилевых особенностей якутского художественного промысла, добился придачи самобытного национального колорита в выпускаемой продукции фабрики «Сардаана».
На художественных выставках начал выставляться с 1976 года. Впервые экспонировался скульптурой «Олонхо» (керамика). В этом же году выставлялся как автор скульптуры «Кыыс Ньургун» (керамика), серии декоративных тарелок «Оленные камни» (шамот, глазурь, соли). Произведения из керамики продолжили скульптуры «Бык зимы», «Аал Лук Мас», «Дружба», «Якутка», «Лучник», «Сокол», серия миниатюр «Дети Севера», портрет тувинского камнереза «Дупчур», «Алена», «Бабушка» и другие. С 1979 г. экспонировался с графическими сериями работ: триптих «Олонхо» (ксилография), «Мохсоҕол» (ксилография), «Божества Айыы» (ксилография), серии линогравюр «Айыылар», «Иччилэр», акварельная серия «Божества Айыы».
С 1971 года занимается косторезным искусством. Автор многих скульптур, самое востребованное скульптурное изображение Духа охоты «Баай Байанай» стал канонизированным образом в якутском косторезном искусстве. В 1991 и 1994 годах организовал и принял участие на выставках якутских косторезов за рубежом «Косторезное искусство Якутии» в Германии в гг. Дармштадт, Эрбах. Основные работы по косторезному искусству: шахматы из мамонтовой кости «Война миров», «Якутская мифология», «Срединный мир», шкатулки «Дьөһөгөй», «Байанай», якутский нож, якутская пальма, барельеф «Девяти ярусные небеса». С 1992 года участник ювелирных выставок «Северное сияние» в г. Якутске, колье «Тыгын Дархан», сосуды из чароита , хранятся в сокровищнице Комитета по драгоценным металлам и драгоценным камням Республики Саха (Якутия).
В 1994 г. создал серию графических дизайнерских разработок «Знаки Айыы», «Якутский зодиак», «Знаковая система духов якутской мифологии», получил на них авторские права. Эти знаки широко используются в ювелирном производстве, в декоративно-прикладном искусстве, в театральном искусстве, на эстраде, в архитектуре (балаган ураса во дворе ИГИТИ, Центры Олонхо в улусах, в оформлении места проведения Ысыаха практически во всех улусах республики), в монументальном искусстве (часы на здании Якутского художественного училища им. П.П. Романова), во время проведения праздничных мероприятий (эмблема Ысыаха Туймаады 2015).
С 1980 года занимается изготовлением национальной кумысной утвари, участник многих выставок декоративно-прикладного искусства. Его живописные работы выставлялись на персональных выставках с 1999 года.
• персональная выставка Гоголева А.Н.- Сатал «Священные знаки» в гг. Якутск, Вилюйск, в селах Ытык-Кель, Харбалах, Чурапча;
• персональная выставка Гоголева А.Н.- Сатал «Священные знаки» (2004);
• персональная выставка Гоголева А.Н. «Золотой квадрат», приуроченная к 55-летию автора и 35-летию его творческой деятельности (2014);
• творческая выставка «Сатал суруктара» Гоголева А.Н. — Сатал Уус, приуроченная ко Дню народного мастера Республики Саха (Якутия) (2015);
• персональная выставка Гоголева А.Н. — Сатал «Код лиры» в г. Якутске, Чурапчинском улусе, Вилюйском улусе (2016) и другие.
Основные работы: серия «Божества Айыы», «Духи срединного мира», триптих «Связь времён», «Полет шамана», «Сон», «Якут на быке», «Золотой квадрат». Разработал образную систему якутской каллиграфии: «Письмена Айыы», «Письмена Дьөһөгөй», «Инициалы». Александр Гоголев — Сатал является автором сценографии и костюмов танцевальных спектаклей «Айгыр икки Уолумар удаҕан», «Үрүҥ Айыы уол».
Разработал логотипы и эмблемы в сфере народного искусства и художественных промыслов, автор наградной символики «Народный мастер Республики Саха (Якутия)», «Мастер народных художественных промыслов Республики Саха (Якутия)» , «Дархан Уус» и многих других. Автор оформления парковых комплексов для проведения национального праздника Ысыах в селах Лээги Амгинского улуса, Найахы Усть-Алданского улуса, Тосу Вилюйского улуса, детских площадок в г. Якутске, селах Павловск, Качикатцы. Автор комплексного оформления Дворца детстваимени Ф.И.Авдеевой, сельскохозяйственного техникума, техникума связи, детских садов города Якутска, Дома торговли пос. Зырянка, Верхнеколымского улуса. Автор монументальной композиции из дерева «Духи земли срединной» в аэровокзале г. Якутск. Участвовал в международных выставках проведенных в Венгрии г. Будапешт (Золотая медаль), Канаде г.Торонто, Франции г. Париж, Германии Дармштдат, Эрбах.
Работы Александра Николаевича хранятся в музеях и частных коллекциях в Германии Финляндии, Канады, Южной Кореи, Японии, Австрии, Швеции и Китая. Нельзя не отметить роль Гоголева А.Н. в организации общественного движения народных мастеров по возрождению, сохранению и развитию народного искусства народов Республики Саха (Якутия), получившего широкую известность не только в республике, но и в Российской Федерации, за рубежом. Мастера республики достойно представляли народное прикладное искусство и художественные промыслы народов республики на международных и всероссийских художественных выставках. Центр «Симэх» успешно провел свыше 700 выставок в целях популяризации творчества народных мастеров республики, поддержки молодых талантов. По инициативе Гоголева А.Н. и при поддержке творческой интеллигенции в республике образованы 108 общественных организаций, объединившие свыше 3000 народных мастеров.
При непосредственном участии А.Н.Гоголева организованы:
• в 1992 году Галерея народного искусства «Симэх» при Республиканском Центре Культуры и искусства им. А.Е. Кулаковского;
• в 1996 году Творческий Союз мастеров народного и декоративно-прикладного искусства «Уус»;
• в 1997 году творческий лагерь для детей «Уус кыhата» на реке Буотаме;
• в 1999 году Палата художественных промыслов и ремесленничества Республики Саха (Якутия).
• Автор и организатор успешно проведенных I, II, III региональной выставки-ярмарки «Традиции и современность в искусстве народных художественных промыслов и ремесел Крайнего Севера и Дальнего Востока» (2003, 2013, 2017 гг);
• I, II, III, IV, V Фестивалей косторезного искусства народов России (2005, 2006, 2008, 2012, 2014 гг.);
• I, II Межрегиональной выставки-ярмарки «Солнечное тепло российской бересты» (2011, 2013 гг.);
• Первого Евразийского конкурса высокой моды национального костюма «ЭТНО-ЭРАТО» (2013 г.), а также системы республиканских выставок по видам народных художественных промыслов.
Александр Гоголев является первым лауреатом всесоюзного конкурса товаров народного потребления в г. Москве в 1980 г., в 2007 удостоился звания «Лучший топ-менеджер России», в 2008 г. награжден юбилейным знаком «375-летию вхождения Якутии в состав Российского государства» и знаком отличия «Гражданская доблесть», с 2008 года известен как поэт, пишущий на якутском языке, является членом исполкома Союза писателей Республики Саха (Якутия).
А.Н. Гоголев стоял у истоков возрождения традиций национального искусства, внес свой большой личный вклад в его дальнейшее развитие и расцвет. Является одним из немногих личностей, способствовавших возрождению забытых видов древних ремесел и промыслов народа саха, таких как керамика, плетение из конского волоса, ювелирное искусство, кузнечное дело, национальный костюм, традиционная обрядовая утварь.
Награды: Звание «Отличник культуры Республики Саха (Якутия)» 1998 г., Знак отличия «Гражданская доблесть» 2011 г., звание «Заслуженный деятель искусств Республики Саха (Якутия)» 2007 г, звание «Народный художник Республики Саха (Якутия)» 2018 г.
Совместно известным исследователем-этнографом, д.и.н. профессором Северо-Восточного Федерального университета имени М.К. Аммосова Анатолием Гоголевым описали классификацию и значение знаков Айыы, снискавших популярность у якутян. Сатал разноплановый мастер: ювелир, косторез, изготовитель деревянной кумысной утвари, художник, занимается художественной обработкой керамики. Обучил своему ремеслу молодых людей, имеются последователи. Александр Николаевич умелый руководитель, мудрый наставник.
Александр Гоголев – Сатал труженик народного искусства, один из основателей галереи народного искусства «Симэх», сподвижник общественного движения народных мастеров Республики Саха (Якутия), автор многих проектов, фестивалей, смотров-конкурсов по народному прикладному искусству и художественным промыслам, мудрый наставник, создатель знаков пантеона белых божеств Айыы, автор эскизов государственных знаков в области народного прикладного искусства, народный мастер Республики Саха (Якутия), художник с неповторимым самобытным почерком, поэт с удивительным тонким трепетным чувством Вселенской любви и гармонии…
Художественные работы Сатал отличаются своеобразным глубоким философским содержанием, олицетворяют целостное мироощущение и трансформацию символов, архаичного кода, заложенного в внутреннем подсознании творца и мыслителя. Знаки Айыы Сатал имеют особое сакральное значение. Они давно вошли в обиход, используются в художественном оформлении Домов Олонхо, архитектурных комплексов, сооружений, монументальных скульптурных композиций и.т.д. Особая тонкая грань, присущее только ему, универсальный язык жестов и символов, каллиграфическая уточненность и изящество, умение пользоваться палитрой необычайной цветовой гаммы делают его работы неповторимыми и своеобразными. В его работах можно увидеть гармонию и красоту человеческой природы, радость познания, силу духа и ограниченность человеческого бытия, смысл бережного отношения к окружающим, вселенскую любовь, оберег и многое другое…
Дмитрий Осипов, отличник культуры Республики Саха (Якутия), музеевед, руководитель отдела по развитию народных промыслов АУ РС(Я) «Национальный Центр народного прикладного искусства и художественных промыслов «Симэх»